Рубрика учителя-дефектолога

Значение дыхания в развитии речи

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика.

Различают два вида дыхания:

физиологическое (неречевое);

речевое (фонационное).

• Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

 

У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)-идем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

 

Игры-упражнения для развития речевого дыхания:

Футбол

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка.Ребенок дует на лопасти игрушки.

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки).

Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку.

Листопад

Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.

Бабочка

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. 

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Шторм в стакане

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 

Задуй свечу

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно
 

10 «вкусных» артикуляционных упражнений

 

Артикуляционная гимнастика - это подборка упражнений, направленных на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.

Систематическое выполнение таких упражнений даёт возможность:

• Самостоятельно научить выговаривать правильно звуки.

Если начать выполнять артикуляционные упражнения с 4 лет, то некоторые звуки могут появиться в речи без помощи специалиста.

• Быстрее справиться со сложными речевыми дефектами.

Выполняя упражнения, вы сможете натренировать речевые мышцы, что позволит логопеду быстрее справиться с постановкой звука.

• Избавиться от вялой артикуляции.

Такие упражнения полезны детям, которые правильно выговаривают звуки, но их речь неразборчива. Речь идёт о тех детях, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком.

Для этого изобретательные логопеды придумали занимательные артикуляционные упражнения, которые детишки будут выполнять с радостью, так как при их выполнении используются вкусняшки.

Упражнение 1.

Малыш высовывает язык изо рта и удерживает на нём соломку, сколько сможет.

Упражнение 2.

Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

Упражнение 3.

Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка -- постараться подольше удерживать мармеладку губами.

Упражнение 4.

Пусть малыш откроет рот и постарается удерживать соломку вдоль по средней линии языка. Можно прижать соломку к верхним зубам, не закрывая рта.

Упражнение 5.

Ребёнок должен держать соломку над верхней губой языком. Можно обыграть: «Появились усики!»

Упражнение 6.

И снова изображаем усы. Ребёнку нужно удержать соломку между верхней губой и носом.

Упражнение 7.

Упражнение немного посложнее. Удерживаем соломку, прижимая её языком к нижним зубам. Соломинка должна быть почти в вертикальном положении.

Упражнение 8.

Язык держим в форме чашечки. Внутри «чашечки» держим конфетку-драже.

Упражнение 9.

Облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.

Начинать лучше с конфеты большего размера. Так как сначала легче выполнять движения с большой амплитудой, затем берём конфетки поменьше.

Упражнение 10.

Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.

 

Нормы появления звуков у дошкольников.

Часто задаваемые вопросы учителю-дефектологу

1. Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи в  детском саду?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

ПКПП - это пункт коррекционно-педагогической помощи, в котором учитель-дефектолог помогает воспитанникам преодолеть речевые нарушения (дислалию, дизартрию, ринолалию, нерезко выраженное недоразвитие речи, общее недоразвитие речи ( III ур. р.р.), заикание в легкой форме).

Дислалия- стойкое нарушение звукопроизношение одного или нескольких звуков речи. Проявляется в том, что какие-то звуки отсутствуют в речи, искажаются либо заменяются другими.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппартс центральной нервной системой.

 

2. Как начать заниматься в пункте и с какого возраста?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

Ежегодно в марте-апреле учитель-дефектолог сада проводит обследование воспитанников средних групп. Дети, у которых выявляются речевые нарушения, направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию ЦКРОиР «Стимул» (на комиссию необходимо предоставить заключение педиатра и детского психиатра). Комиссия дает рекомендации по дальнейшему коррекционно-педагогическому сопровождению ребенка.

Коррекционно-педагогическая помощь оказывается детям старшего дошкольного возраста.

            3. Сколько стоит занятие в дефектолога?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

Коррекционно-педагогическая помощь оказывается бесплатно.

  4. Каким образом организуются занятия учителя-дефектолога?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

Занятия могут проводится в индивидуальной, подгрупповой  групповой формах. Индивидуальные занятия, направлены, в первую очередь, на коррекцию звукопроизношения. Подгрупповые и групповые направлены на развитие всех сторон речевой деятельности..

Занятия проводятся в период с 15 сентября по 25 мая.

Индивидуальные –2 раза в неделю, продолжительность занятия 15-20 минут, групповые и подгрупповые также 2 раза в неделю, продолжительность занятия 20-30 минут.

                5.Как происходит отчисление из ПКПП?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

Отчисление из ПКПП осуществляется после исправления (ослабления) речевого

дефекта, в ходе обследования воспитанников, посещающих пункт, специалистами ЦКРОиР «Стимул» ежегодно в марте-мае месяце.

 

 

6. Как быстро исправляется нарушенные звуки?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

Работа по формированию правильного произношения звуков включает в себя несколько этапов: подготовительный, этап постановки звука и этап его автоматизации. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастом ребенка и индивидуальными особенностями, регулярностью занятий и заинтересованностью родителей.

7. Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть речевые трудности?

Ответ Трубецкой Ольги Викторовны, учителя-дефектолога:

В первую очередь родителям необходимо подготовиться к длительной работе. Для того, что бы помочь малышу, папе или маме придется научиться выполнять и показывать артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата и правильного звукопроизношения.

Необходимо заниматься минимум 5-15 минут в день.